Аэроплан «Гранд Балтийский» («Русский витязь»), предшественник бомбардировщиков

Аэроплан «Гранд Балтийский» («Русский витязь»), предшественник бомбардировщиков

Вечером 10 мая 1913 года первый в мире четырехмоторный самолет «Гранд Балтийский» конструкции двадцатитрехлетнего Игоря Сикорского был готов к первому полету. Его построили в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). Позади у гиганта уже остались пробежки и подлеты в пределах летного поля. На завтра назначен полет по кругу.

Конструктор было собрался уехать домой, но директор завода Шидловский порекомендовал не откладывать полет назавтра. Игорь Иванович подумал: «Может такая неожиданность и к лучшему. При большом стечении народа всегда что-нибудь получается не так». И ответил:

— Не возражаю, Михаил Владимирович.

В десять часов вечера «гранд» уже находился на краю летнего поля. А через несколько минут был в воздухе. Его пилотировал сам Сикорский. На борту находились второй пилот Георгий Янковский и механик Владимир Панасюк.

Первым делом летчик проверил, как машина реагирует на небольшие движения штурвала и педалей. Самолет реагировал нормально. Набрав сто двадцать метров высоты, пилот сделал разворот. На сто восьмидесятом метре сделал второй. Продолжая набирать высоту, прошел над ангаром. Набрав двести пятьдесят метров, Игорь Иванович попробовал управление более энергично. Машина хорошо слушалась рулей, но реагировала медленнее, чем легкие аппараты. «Это и понятно, — решил конструктор, — ведь не утлая ладья, а воздушный корабль». Затем было проверено поведение самолета при несимметричной тяге. Медленно убирались обороты одного двигателя вплоть до полного задросселирования. Направление полета сохранялось за счет отклонения руля поворота. После этого был задросселирован еще один мотор. Результат тот же. Стало ясно, что машина остается управляемой даже при отказе двух двигателей. Программа первого полета подходила к концу. Осталась только имитация режима посадки. Сикорский дважды переводил самолет на снижение, затем выравнивал и, выбирая штурвал, приближался к посадочному положению. Машина была послушна. Пилот пошел на посадку. Она прошла нормально.

Механик вылез и осмотрел шасси. Все было в порядке, но рулить к ангарам не было возможности. Самолет-гигант окружала огромная толпа восторженных петербужцев. Пришлось выключить моторы. Конструктора понесли к Шидловскому на руках.

Так на Корпусном аэродроме закончился летный день 10 мая 1913 года, ставший днем рождения тяжелой многомоторной авиации.

Полеты «Гранда» продолжались, машина совершенствовалась. «Почти после каждого полета, — рассказывал Сикорский корреспонденту, — я вношу кой-какие изменения и исправления. Так, после последнего полета я изменил положение четырех моторов, установленных на . шарате (вместо тандемного расположения двигатели были установлены в ряд на крыле), благодаря чему мне удалось увеличить тягу. Прибавил еще два новых руля, соорудил летучую лабораторию на аппарате».

Вскоре «Гранд» получил новое имя — «Русский витязь». 15 августа 1913 года на нем был установлен мировой рекорд продолжительности полета — один час 54 минуты (имея на борту восемь человек). Началась серия удивительных рекордов воздушных кораблей, перекрыть которые никому, кроме самого Игоря Ивановича, не удавалось.

Через месяц с небольшим произошло непредвиденное. На стоявший у ангаров «витязь» упал с разрушавшегося в полете аэроплана мотор. Бипланная коробка корабля была разрушена. Конструктор отказался от ремонта машины, так как на базе полученного при эксплуатации «витязя» опыта уже строился новый более совершенный самолет «Илья Муромец».

В.Лавренец «Лётчики России»

Похожие материалы:

Оставить комментарий:

CAPTCHA image