Командиры «Ильи Муромца». Александр Журавченко

Командиры «Ильи Муромца». Александр Журавченко

Штабс-капитан Александр Журавченко, слушатель третьего курса Артиллерийской академии, обратился с рапортом о направлении его в действующую армию. По рекомендации профессора академии Найденова штабс-капитан был командирован в эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец» на должность бортового артиллерийского офицера. На аэродром эскадры Журавченко прибыл 30 января 1915 года. Сразу же представился командиру генерал-майору Шидловскому, который определил его в экипаж «муромца» номер 5.

Командир корабля поручик Глеб Алехнович — известный летчик-испытатель самолетов Сикорского, в том числе и четырехмоторного «Ильи Муромца» — встретил прибывшего приветливо. Офицеры сблизились и приступили к исследованиям, позволившим улучшить аэронавигационные возможности «муромцев» и обеспечить прицельное бомбометание. Так родился знаменитый «Ветрочет Журавченко» — треугольник учета бокового ветра. Этот простой прибор позволил выходить на цель для бомбардировки с любого направления, а не только вдоль ветра. Время пребывания «муромцев» в районе цели значительно сократилось. Зенитный огонь стал не так опасен.

Экипажу Алехновича поручались наиболее ответственные боевые задания: полеты в глубокий тыл противника с целью бомбардировки, разведки и фотографирования военных объектов. Александр Николаевич зарекомендовал себя, как отличный бомбардир, меткий стрелок и искусный фотограф. Вскоре его грудь украсил орден Георгия, а всего за время войны он получил четыре ордена. Находясь на фронте, Журавченко выпустил свой первый научный труд «Артиллерийские вопросы авиации», который был удостоен золотой медали на конкурсе трудов по артиллерии.

Заметив за своим товарищем «тягу к штурвалу», Алехнович и его помощник подпоручик Борис Брянцев, исподволь, обучили своего артиллериста пилотированию «муромца», благо ученик оказался способным. Для тренировки и сдачи пилотского экзамена его направили в учебный класс эскадры, который он успешно закончил. Здесь же Александр Николаевич освоил высший пилотаж на одном из самых маневренных самолетов тех лет — «Моране-Ж», что, видимо, и послужило толчком для изучения в дальнейшем динамики полета аэроплана. Став командиром корабля, летчик зарекомендовал себя лучшим образом.

С первых дней формирования Красной Армии он вступил в ее ряды. В скором времени красвоенлет Журавченко с отличием окончил Артиллерийскую академию и был оставлен при ней адъюнктом. Преподавательскую деятельность начал в петроградских институтах: политехническом и путей сообщения, еще будучи адъюнктом. Диссертацию на тему «Исследования динамической устойчивости самолета» защитил в 1923 году. С этого времени он — преподаватель Военно-инженерной академии, а спустя два года его утвердили в звании профессора.

В конце 1919 года профессор Николай Егорович Жуковский пригласил молодого ученого на работу в Центральный аэродинамический институт (ЦАГИ). Началась жизнь на колесах: начало недели в Питере, а конец — в столице. По его схемам в ЦАГИ были изготовлены приборы для исследования динамической устойчивости. В 1928 году была создана группа по изучению динамики полета самолета, реорганизованная впоследствии в лабораторию, в которой Журавченко со своими учениками занялся исследованием штопора — одной из острейшей проблем авиации. В том же году он предложил схему прибора для исследований штопора в аэродинамической трубе.

«Этот прибор, построенный в 1930 году, позволил провести,—писали А. И. Никитюк и Е. А. Покровский,—ряд экспериментальных исследований и глубоко проникнуть в физическую сущность явления. В тридцатых годах им были разработаны методы приближенных расчетов и предложены критерии для оценки свойств в штопоре проектируемых самолетов. Александр Николаевич провел также теоретическое исследование неустановившегося движения самолета при выходе из штопора и обнаружил определяющие это движение факторы, до этого неизвестные. Наряду с этим Журавченко руководил испытаниями на штопор в полете многих самолетов. Под его руководством были разработаны и внедрены в практику летных испытаний противоштопорные парашюты. Богатый опыт испытаний на штопор в полете позволил отработать и внедрить в качестве универсального стандартный метод пилотирования в штопоре. В значительной мере благодаря работам лаборатории Журавченко самолеты, принимавшие участие в Великой Отечественной войне, были безопасны в отношении штопора».

Последними работами Александра Николаевича были исследования маневренных свойств самолета и изыскания средств автоматического предупреждения сваливания в штопор.

В Московском авиационном институте профессор Журавченко начал работать в 1930 году и сразу же стал кумиром студентов. Ко всем относился доброжелательно, но особенно жаловал пилотов и планеристов, а их у нас было довольно много.

Александр Николаевич скончался в 1964 году в возрасте восьмидесяти лет, сохранив до последнего дня творческую активность.

Похожие материалы:

Воздухоплаватель и лётчик Роберт Нижевский

Подпоручик 21-го саперного батальона Роберт Нижевский сразу же после окончания военных действий в Манчжурии перевелся в Омскую воздухоплавательную роту. Что потянуло... 

Авиатриса — рекордсмен Любовь Голанчикова

Однажды, на любительском концерте в Народном доме импресарио эстрадной труппы «Фолли Бержер» обратил внимание на юную певицу, из уст которой лилась задорно-звонкая... 

Командиры «Ильи Муромца». Алексей Панкратьев

Военный воздухоплаватель поручик Алексей Васильевич Панкратьев окончил ОВШ (авиационный отдел) в конце 1911 года. Его оставили при школе инструктором. Будучи еще учеником,... 

Ответить Аноним:

CAPTCHA image