Самолеты «Ньюпор» с первым русским авиадвигателем «Калеп»

Самолеты «Ньюпор» с первым русским авиадвигателем «Калеп»

Первые русские авиадвигатели «калеп» обратили на себя внимание выдающихся летчиков России. Они не только приветствовали сам факт создания и производство этого первого отечественного авиадвигателя, но и старались, вопреки формальному запрету, еще до окончания официальных испытаний использовать малейшую возможность для постановки мотора «калеп» на свои самолеты. Этим они подчеркивали внимание к его создателю и строителю Т. Калепу.

Первое такое «незаводское» крещение двигатель «калеп» получил в Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине летом 1911 г. После удачных трехчасовых беспрерывных испытаний мотор «калеп» был установлен на аэроплане, впервые участвовавшем в военных маневрах. Этим аэропланом, по всей вероятности, был «фарман», принадлежавший Офицерской воздухоплавательной школе. На нем 11 июля совершил полет один из первых русских военных летчиков, получивших это звание в России,— поручик Е. В. Руднев — с пассажиром князем Мурузи.

Участие русских военных летчиков в маневрах летом 1911 г. считалось знаменательным фактом, доказывающим полную пригодность авиации к несению разведывательной службы — одной из первых областей практического использования русской авиации. Такое применение первого отечественного авиационного мотора «калеп» было событием исключительным, несмотря на то, что после нескольких полетов в моторе «калеп» произошла поломка двух клапанов по причинам, описанным выше. Предпринятые Калепом меры по улучшению качества применяемых сталей для обеспечения надежной работы клапанов и другие доработки двигателей собственной системы вскоре представилось проверить при сравнительных полетах с двигателем «гном».

Рапорт Кованько об испытании двигателя КалепКогда весной 1912 г. Главное инженерное управление послало на завод «Мотор» в Ригу аэроплан «Ньюпор» последней модели, приобретенный Отделом воздушного флота во Франции для измерения действующих на аэроплан во время полета сил и для съемки чертежей, то Калеп после выполнения предписанных измерений решил установить на этот самолет свой мотор. Первые сравнительные испытания двигателя «калеп» в полете производил инструктор Севастопольской офицерской школы, лейтенант Виктор Владимирович Дыбовский.

В. В. Дыбовский совершил к тому времени уже ряд выдающихся полетов и перелетов, в том числе и над морем, и зарекомендовал себя не только искусным пилотом, но и новатором в использовании и боевом применении авиации. Он первым использовал аэроплан для разведки и фотографирования подводных лодок, находящихся на большой глубине. Для этой цели он оборудовал моноплан «блерио» специальным люком в днище кабины.

Летчик для проведения испытания мотора «калеп» в полете был выбран как нельзя более удачно, и результаты, полученные В. В. Дыбовским, превзошли всякие похвалы.

Внешний вид первого русского авиадвигателя Калеп

Внешний вид первого русского авиадвигателя Калеп

Об одном из испытательных полетов Дыбовского на «Ньюпоре» с мотором, построенным на заводе «Мотор», было помещено сообщение в газете: «Удачный полет аэроплана имели вчера после 8 часов вечера возможность наблюдать жители Зассенгофа. Лейтенант Дыбовский, военный летчик-инструктор из Севастополя, опробовал оригинальный моноплан Ньюпора Общества воздушного флота с мотором «гном» завода «Мотор». Лейтенант Дыбовский летал на высоте 80 метров при ветре в 5—6 баллов, который выше дул еще сильнее, над землей и плавно приземлился на поле завода. Аппарат развил в воздухе против ветра скорость свыше 100 километров и с попутным ветром свыше 125 километров в час. Лейтенант Дыбовский высказался крайне одобрительно о работе построенного здесь мотора, который, по его мнению, давал на 50—80 оборотов больше, чем моторы, с которыми он познакомился во Франции и в Севастополе» .

Свою высокую оценку мотору Дыбовский сообщил в письме Калепу. «Директору машиностроительного завода @Мотор» господину Ф. Калепу, В Риге,— писал он 17 апреля 1912 г.— Я, нижеподписавшийся, сим удостоверяю, что мною испытан 16-го сего месяца в двух полетах на двухместном моноплане системы «Ньюпор» построенный вами 50-сильный ротативный мотор типа «гном».

Ваш мотор работал спокойнее и лучше, чем испытанные мною на 12 таких же аппаратах французские моторы, не дававшие никогда полного числа оборотов. Мотор ваш обладает большей мощностью, чем французский, так как число его оборотов достигает в полете 1100 в минуту вместо 1050 при тех же измерениях мотора.

Расход бензина и масла тот же, как у французских моторов. Вес мотора уменьшен по сравнению с французским благодаря различным целесообразным изменениям, особенно картера, на 10 килограммов.

Я имел также возможность убедиться в точной и чистой выработке частей вашего мотора, производящихся почти исключительно из русских материалов. Я видел у вас 4 готовых мотора и серию моторов в работе.

Я надеюсь, что находящиеся в работе моторы ваши еще превзойдут своим качеством испытанный мною, так как я имел возможность убедиться в настойчивой и плодотворной конструктивной работе, а также в том, что все части французских моторов, оказавшиеся на практике не соответствующими своему назначению, заменяются у вас усиленными частями или же частями из лучших материалов.

Военный летчик лейтенант Дыбовский.

При полетах лейтенанта Дыбовского присутствовал и в правильности всего вышеизложенного убедился член и секретарь Балтийского автомобиль- и аэроклуба инженер-технолог Евг. Тельберг».

Высшей и большей похвалы нельзя было себе представить. Она была объективной и заслуженной.

Калеп использовал пребывание аппарата «Ньюпор» на заводе для подготовки производства завода «Мотор» к постройке точно таких же аэропланов. 18 апреля 1912 г. он сообщил в военное министерство о том, что готов выпустить шесть таких аэропланов через два с половиной месяца, а следующие 18— еще через два месяца. В год Калеп обязывался выпускать 300 аэропланов, на которых могут быть установлены моторы системы «калеп» каких угодно мощностей — в 50, 60, 70 и 100 л. с. В том же донесении Калеп сообщил, что на заводе «Мотор» строится военный аэроплан системы лейтенанта Дыбовского с мотором «калеп».

Однако заказов на производство как двигателей, так и самолетов Теодор Калеп не получал еще долго. Такова была горькая русская действительность.

Дальнейшие полеты на этом аэроплане с мотором «калеп» показали его надежную непрерывную работу в течение полутора-двух часов. Аэроплан «Ньюпор» с этим мотором налетал около 30 часов, что почти в два раза превышало работу двигателей «гном» на других таких же аппаратах. Все испытательные, а затем и тренировочные полеты на аэроплане с мотором «калеп» дали положительные летные и эксплуатационные результаты работы мотора и подтвердили его безусловное превосходство над мотором «гном».

Этот успех, а также сведения о проходивших сравнительных испытаниях двигателей «калеп» и «гном» в Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине и в лаборатории двигателей Петербургского политехнического института становились известными большому кругу не только авиаторов, но и других лиц, вызывая у всех большой интерес.

Похожие материалы:

Лев Мациевич. Первая жертва русской авиации

Лев Макарович Мациевич был одним из самых образованных летчиков времен появления русской авиации. Осенью 1895 года он поступил на механическое отделение Харьковского... 

Командиры «Ильи Муромца». Евгений Руднев, первый русский военный лётчик

В мае 1907 года выпускник Николаевского инженерного училища подпоручик Евгений Руднев был назначен во Владивостокскую крепостную воздухоплавательную роту. Через год... 

Командиры «Ильи Муромца». Александр Журавченко

Штабс-капитан Александр Журавченко, слушатель третьего курса Артиллерийской академии, обратился с рапортом о направлении его в действующую армию. По рекомендации... 

Оставить комментарий:

CAPTCHA image