Самолет ЛЯМ с мотором «Калеп»

Самолет ЛЯМ с мотором «Калеп»

Материалы переписки конструктора первого русского мотора Теодора Калепа с различными управлениями и ведомствами, в которых он доказывал необходимость отказаться от заграничных заказов на мотор и просил обратить внимание на нарождавшееся отечественное авиамоторостроение и на его двигатель «калеп», стали известны и Всероссийскому аэроклубу, орган которого, журнал «Воздухоплаватель», в № 3 за 1912 г. в обширной статье «О постройке моторов для аэропланов в России» дал обзор деятельности в этом направлении завода «Мотор» в Риге, уделив особое внимание тем исключительным качествам выпускаемых там моторов «калеп», которые делают бесспорным преимущество этого мотора перед французским «гномом».

Большое внимание привлек мотор «калеп» и на второй международной выставке воздухоплавания в Москве 10 марта (25 февраля) 1912 г. «Из воздухоплавательных двигателей,— писал главный инженер-механик воздушного флота Н. Яцук,— интересными являются мотор типа «гном» рижского завода «Мотор» — «калеп», биротативный мотор, построенный по идее Уфимцева инженерами Брянского завода, и мощный мотор „NAC»».

Появление на выставке мотора «калеп» способствовало тому, что он испытывался Дыбовским не только на аэроплане «Ньюпор», но был поставлен на самолет «ЛЯМ», на котором летчик-рекордсмен и авиаконструктор Георгий Викторович Янковский в мае того же года произвел ряд успешных полетов.

Самолет «ЛЯМ» был построен Янковским совместно с летчиком Лерхе и конструктором Моска. Это был моноплан типа «блерио», но с более прямыми крыльями и более коротким фюзеляжем. Он привлек всеобщее внимание изяществом форм. В компоновку этого самолета было «внесено много обдуманности, в каждую мелочь конструкции фюзеляжа и хвоста. «Аккуратность работы,— писал Н. Яцук, — почти не заставляет желать лучшего». Не менее восторженными были отзывы и других знатоков авиации. Самолет был превосходен по всем статьям, не хватало лишь одного — мотора.

Разочаровавшись в «гноме», не раз ломавшемся при испытаниях, Янковский не пожелал ставить его на свой самолет. Его поддержали и другие создатели «ЛЯМа». Их выбор пал на мотор «калеп». Конструкторы «ЛЯМа» еще до окончания выставки приобрели 60-сильный двигатель «калеп» и установили его на свой самолет. Пилот-конструктор Г. В. Янковский в тренировочных полетах удостоверился в надежной работе мотора «калеп», прославил себя и мотор на весь мир в публичных полетах 13 мая на московском аэродроме.

«В этот день,— писал корреспондент журнала «Тяжелее воздуха»,— произошло состязание на высоту между авиаторами Алехновичем и Янковским. Г. Алехнович поднялся на аппарате «гаккель» на высоту 1250 метров, г. Янковский вслед за ним взлетел на 1775 метров. Высота, на которую поднялся Янковский, является в России рекордной…».

Раздел: Статьи

Похожие материалы:

Воздушные корабли типа «Илья Муромец» на войне

Аппараты этого типа были первыми многомоторными аэропланами, действительно летавшими по воздуху. Однако в начале войны единственным летчиком, который самостоятельно... 

Воздухоплавание во время войны 1914-1918 г.

Еще в мирное время многие проницательные люди указывали, что в случае войны воздухоплавательные аппараты явятся очень важным и сильным оружием. Когда началась война,... 

Как летает аэроплан

Большая часть современных аэропланов с одним мотором делается по типу тракторных бипланов. Под этим именем известны аппараты с двумя несущими поверхностями и с двигателем,... 

Комментарии:

  • Клаус

    Неплохо было бы почитать и о других первых отечественных авиадвигателях

Оставить комментарий:

CAPTCHA image