Командиры «Ильи Муромца». Глеб Алехнович

Командиры «Ильи Муромца». Глеб Алехнович

В 1910 году артиллерийский поручик Глеб Васильевич Алехнович научился летать на планере. Будучи близоруким, не мог поступить в военную авиационную школу. Поэтому ему пришлось пройти первоначальную подготовку в Севастопольском аэроклубе у инструктора лейтенанта Станислава Дорожинского. Это было в конце 1910 года, а весной следующего года он самостоятельно освоил биплан «Гаккель-4″ и 29 июля получил диплом пилота-авиатора номер 30 Всероссийского аэроклуба (ИВАК). Затем испытывал самолеты Якова Модестовича Гаккеля и Игоря Ивановича Сикорского. Выполнил на них ряд рекордных полетов. В 1912 году вышел в отставку и работал летчиком-испытателем в авиационном отделе Русско-Балтийского вагонного завода.

Ему довелось испытывать первые в мире тяжелые многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец».

В начале войны Алехнович был призван в армию и назначен командиром «муромца», входившего в эскадру воздушных кораблей. По его инициативе при эскадре были организованы мастерские, где в основном проводились все работы по созданию стрелкового и бомбардировочного вооружения «муромцев». Экипаж Алехновича был головным по этим работам. В этих делах ему хорошо помогал помощник начальника мастерских прапорщик Владимир Самардуков.

С февраля 1915 года летчик совершал боевые вылеты, выполняя задания по бомбардировке и разведке войск неприятеля. Его наградили орденом Георгия и еще тремя орденами.

Когда возникла необходимость выхода на цель и бомбометания с любого направления, а не только вдоль ветра, он стал основным помощником своего талантливого артиллерийского офицера — штабс-капитана Александра Николаевича Журавченко (впоследствии профессора) в реализации его изобретения — «Ветрочета» (треугольника учета бокового ветра).

После Октябрьской революции штабс-капитан Алехнович перешел на сторону Советской власти. Любимец нижних чинов был избран председателем солдатского комитета. Летчик организовал на РБВЗ сборку «муромцев» и обучение полетам на этих самолетах. Принимал непосредственное участие в боевых действиях против белогвардейцев и интервентов. Выводя из окружения свой «муромец», Алехнович 17 ноября 1918 года перегонял его из Липецка в Эртиль. Машина попала в снежный циклон и врезалась в землю. Летчик погиб. Другие члены экипажа получили относительно небольшие повреждения.

В.Лавренец «Лётчики России»

Похожие материалы:

Самолеты «Ньюпор» с первым русским авиадвигателем «Калеп»

Первые русские авиадвигатели «калеп» обратили на себя внимание выдающихся летчиков России. Они не только приветствовали сам факт создания и производство этого первого... 

Лев Мациевич. Первая жертва русской авиации

Лев Макарович Мациевич был одним из самых образованных летчиков времен появления русской авиации. Осенью 1895 года он поступил на механическое отделение Харьковского... 

Командиры «Ильи Муромца». Евгений Руднев, первый русский военный лётчик

В мае 1907 года выпускник Николаевского инженерного училища подпоручик Евгений Руднев был назначен во Владивостокскую крепостную воздухоплавательную роту. Через год... 

Оставить комментарий:

CAPTCHA image