Командиры «Ильи Муромца». Авенир Констенчик

Командиры «Ильи Муромца». Авенир Констенчик

Военный летчик поручик Авенир Маркович Констенчик после окончания Гатчинской военной авиационной школы по рекомендации ее начальника полковника Ульянина был определен в группу подготовки командиров «муромцев».

С первых же боевых вылетов на него обратили внимание и стали поручать наиболее ответственные задания. Ратные дела шли хорошо. Успех сопутствовал экипажу, пока не наступило 26 апреля 1916 года.» В тот день Авениру Марковичу было приказано нанести бомбовый удар по железнодорожной станции Даудевас, через которую противник питал свои дивизии Риго-Двинского участка Северо-Западного фронта.

«Более часа пропеллеры четырехмоторного гиганта ввинчиваются в воздух, — писал историк авиации Владимир Король. — Наконец появилась, цель. Но внезапности не удалось достичь, так как в предшествующие дни «муромцы» несколько раз совершали налеты на станцию. На подходах к цели появились новые зенитные батареи. Это сразу замечено экипажем по плотности огня. «Тем не менее, — сообщалось в корреспонденции «Русского слова», — невзирая на вражеский огонь, Костенчик смело снизился для более точного прицела и, описав правый круг над станцией, сбросил на цель тринадцать бомб. Попадания их, как показала фотографическая съемка, были превосходны.» При выходе из боевого курса корабль получил прямое попадание зенитного снаряда. Тяжелораненный и истекающий кровью командир корабля «сохранил, однако, в себе силы, чтобы описать над станцией еще один круг и сбросить семь бомб»».

В этот момент новое попадание. Силы оставляют командира. Он теряет сознание и падает со своего сидения, оставляя ноги на педалях под ремнями. Самолет клюнул носом и вошел в спираль. Помощник командира поручик Виктор Янковиус находился в это время в другой кабине и готовился к сбросу оставшихся бомб. Он бросился в пилотскую, сел в кресло, поставив ноги прямо на ноги командира и вывел машину в горизонтальный полет. Тем временем артиллерийский офицер поручик Георгий Шнеур поднял Костенчика и перевязал. Обратный путь израненного корабля был длиною в пятьдесят две минуты. Постепенно, один за другим, вышли из строя три двигателя. Остался один. Наконец «муромец» дотянул до своего аэродрома, и Янковиус выполнил мастерскую посадку. Правое крыло было настолько повреждено, что на пробеге отвалилось. Семьдесят пробоин насчитали механики при осмотре самолета.

Все члены героического экипажа были награждены. Но для поручика Костенчика этот боевой вылет стал последним. После длительного пребывания в госпитале его признали непригодным к военной службе. Бывший летчик поселился в небольшом городке Столбцы, что юго-западнее Минска.

Он умер на сорок седьмом году жизни в 1935. На надгробной плите его могилы высечено: «Здесь покоится прах Авенира Марковича Костенчика, капитана воздушного корабля «Илья Муромец», кавалера ордена Святого Георгия».

В.Лавренец «Лётчики России»

Похожие материалы:

Командиры «Ильи Муромца». Георгий Горшков

В октябре 1908 года поручик инженерных войск Георгий Георгиевич Горшков окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка, реорганизованного через два года... 

Командиры «Ильи Муромца». Глеб Алехнович

В 1910 году артиллерийский поручик Глеб Васильевич Алехнович научился летать на планере. Будучи близоруким, не мог поступить в военную авиационную школу. Поэтому ему... 

Самолеты «Ньюпор» с первым русским авиадвигателем «Калеп»

Первые русские авиадвигатели «калеп» обратили на себя внимание выдающихся летчиков России. Они не только приветствовали сам факт создания и производство этого первого... 

Оставить комментарий:

CAPTCHA image