Командиры «Ильи Муромца». Иосиф Башко

Командиры «Ильи Муромца». Иосиф Башко

Военный летчик штабс-капитан Иосиф Станиславович Башко после окончания авиационного отдела ОВШ недолго прослужил в одном из отрядов 13-й воздухоплавательной роты. Летчика отозвали в Гатчину для работы инструктором. В конце 1914 года его назначили командиром «муромца». Примером отличной боевой работы экипажа может служить разгром станции Пржеворск.

«… Штабс-капитан Башко обнаружил состав с вооружением. Бомбы с его «муромца» точно поразили цель. Начали рваться снаряды, которых, как донесла разведка, было более 35 тысяч штук. Станционные постройки и пути были разрушены».

Но глубинные вояжи по тылам неприятеля легко не давались. Дважды его самолет подбивали. Однако всякий раз экипаж дотягивал до своих. Хороший, слаженный был у него экипаж. «Славные мои Александры», — с любовью говорил о боевых товарищах Иосиф Станиславович. Кто же они? Помощник командира корабля — штабс-ротмистр Александр Серединский, артиллерийский офицер — Александр Наумов и механик-стрелок — прапорщик Александр Лавров. Отбивая атаки вражеских истребителей, они сбили три машины неприятеля. Грудь командира корабля украшали четыре ордена.

В начале 1917 года на «муромце» со 160-сильными двигателями «бердмор» экипаж капитана Башко достиг высоты 5200 метров при нагрузке 1340 килограмм. Скорость полета составила 137 километров в час.

Приведем строки из приказа по Красному воздушному флоту[Приводятся с сокращениями.]:

«… Военный летчик Башко рапортом от 5 июня 1918 года за номером 113 донес, что, поднявшись 21 февраля сего года с аэродрома у станции Станьково (близ Минска) на аппарате «Илья Муромец Киевский» вместе с помощником военным летчиком Моисеенко и мотористами Григорьевым и Трошевым, он принужден был сесть в расположении польских войск, причем сам летчик Башко как участник предполагавшегося налета с бомбометанием был задержан в Бобруйске (остальные члены экипажа были отпущены), где и оставался до половины мая.

19 мая летчик Башко, получив в связи с объявленной немцами демобилизацией польских войск предложение передать корабль немецким властям, решил покинуть оккупированную местность. Подготовив при содействии служащих в польских войсках Скуратовича, Тромщинского и Выржиковского корабль, ночью 23 мая он вместе с означенными лицами вылетел из Бобруйска в Москву. До линии Днепра корабль не терял земли; в дальнейшем пошли сплошные облака, и из пяти часов полета корабль шел над облаками четыре часа по компасу. Бензина оставалось на полчаса. Летчик Башко начал пробиваться через облака с трех тысяч метров до пятисот. Аппарат попал в сильный дождь. Правая группа моторов отказала, пришлось выключить и левую. На высоте двухсот метров Башко увидел, что находится над деревней. Резкий поворот для вывода корабля на открытое место не спас положения, и аппарат, зацепившись крылом за дерево, упал у деревни Желанья Юхновского уезда, получив более и менее серьезные повреждения. Все названные лица были приняты за немецких шпионов, задержаны и переданы в Юхновский совдеп, откуда под конвоем направлены в штаб Московского округа, а затем в Главное управление».

Приведенный параграф приказа заканчивался так:

«О совершенном при изложенных трудных условиях перелете, столь ярко характеризующем доблесть военного летчика Башко, Совет Главного управления считает долгом объявить по Военному воздушному флоту».

В.Лавренец «Лётчики России»

Похожие материалы:

Командиры «Ильи Муромца». Авенир Констенчик

Военный летчик поручик Авенир Маркович Констенчик после окончания Гатчинской военной авиационной школы по рекомендации ее начальника полковника Ульянина был определен... 

Командиры «Ильи Муромца». Георгий Горшков

В октябре 1908 года поручик инженерных войск Георгий Георгиевич Горшков окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка, реорганизованного через два года... 

Командиры «Ильи Муромца». Глеб Алехнович

В 1910 году артиллерийский поручик Глеб Васильевич Алехнович научился летать на планере. Будучи близоруким, не мог поступить в военную авиационную школу. Поэтому ему... 

Оставить комментарий:

CAPTCHA image